Умения и привычки
От навыков отличаются умения. Так же как навыки, это способы выполнения действий, соответствующие цели и условиям, в каких приходится действовать. Но в отличие от навыков они не предполагают обязательно предварительного упражнения, в результате которого достигается устойчивый и достаточно высокий уровень выполнения действия. Школьник, только что обучившийся грамоте, уже умеет читать и писать, хотя навыками чтения и письма он еще не обладает. Каждый человек сумеет сшить два куска ткани, но навыка шитья у него может не быть.
Основой умений могут быть не только действия, соответствующие данному умению, но и знания и навыки, приобретенные при выполнении других действий. Мастер на производстве может решить новую для него техническую задачу, требующую изготовления изделия в новых условиях, или изменить технологический процесс так, чтобы изделие отвечало новым требованиям, которые раньше не предъявлялись. Выполнит он эти новые для него задания, опираясь исключительно на уже имеющиеся знания и навыки, относящиеся к его специальности, хотя раньше они никак не были связаны с задачей, которую ему надо решить сейчас.
Между навыками и умениями существуют, следовательно, сложные взаимоотношения. С одной стороны, умением можно обладать, не владея еще соответствующим навыком. В этих случаях формирование навыка осуществляется на базе уже имеющегося первоначального умения. С другой стороны, умение закрепляется и совершенствуется по мере овладения навыком. Мало того, высокий уровень умения означает не только приобретение навыка, но и возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При .высоком развитии умения действие может выполняться в разнообразных вариациях, каждая из которых обеспечивает успех действия в определенных условиях.